понедельник, 8 февраля 2016 г.

Как и зачем художники уничтожают свои работы


Иногда авторы вдруг неожиданно для окружающих уничтожают творения своих рук. Причём такие случаи встречаются в самых разных областях — от простого ремесла, до высоких творческих сфер. Порой для окружающих это выглядит совершенно непонятно и необъяснимо. Как и почему творец вдруг принимает решение уничтожить творение своих рук. Что движет людьми в такие моменты?  Портал depo13 предлагает вашему вниманию интересную подборку подобных случаев. К сожалению, эта весьма обширная подборка неплохо отвечает на первую часть вопроса «как?» но практически совершенно оставляет без ответа вторую часть вопроса «зачем?». Вероятно ответ на эту часть вопроса читателю предлагается додумать самому…

Иногда искусство создают, чтобы оно погибло.


Фрэнсис Бэкон — «Портрет Сесила Битона»

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-01

В 1959 году английский художник Фрэнсис Бэкон встретил фотографа Сесила Битона. У Бэкона были сложные отношения с фотографическим медиумом, и они с Битоном живо заинтересовались друг другом. Вскоре художник решил написать портрет своего друга, который несколько раз приходил к Бэкону в мастерскую, где никогда не сидел на одном месте, как натурщик, а расхаживал по всему помещению. Через некоторое время портрет был готов, и Битон описал его как обесцвеченный комикс о полысевшем старике-бизнесмене. Когда Битон вернулся домой, ему позвонил художник и сообщил, что портрет уничтожен: Бэкон никогда не оставлял работы, которые не понравились их героям. Так человечество не досчиталось ещё одного шедевра.

Ай Вейвей — «Роняя вазу»

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-02

Китаец Ай Вейвей поставил под вопрос принятое в современной культуре отношение к историческим произведениям искусства, проблемы авторства и собственности в своей акции «Роняя вазу». Для неё он приобрёл вазу, созданную во времена династии Хань, правившей около III века до н. э. Присвоив её себе, он подтвердил права на её обладание, совершив то, что волен сделать со своей собственностью каждый: разбил её. Что случилось с вазой, которую уронил художник? Стала ли она его произведением искусства, когда он изменил её настолько радикальным образом? Интересно, что на одной из выставок Ай Вейвея в США, на которой он выставил раскрашенные в кислотные цвета урны эпохи неолита, местный художник разбил один из экспонатов в знак протеста против культуры суперзвёзд в современном искусстве.

Маурицио Каттелан — Скульптура художника с головой в спагетти

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-03

Итальянец Маурицио Каттелан обычно делает реалистичные скульптуры, которые изображают известных людей, попавших в сюрреалистически неловкие ситуации. Одну из своих работ, которая изображает самого художника, упавшего головой в спагетти, Каттелан решил уничтожить в 2000 году, видимо, чтобы позлить галеристов и кураторов, которые просили художника не делать этого: его работы хорошо продаются. Каттелан не послушался их, разбил скульптуру — и закатал её в бетонный блок. Это не помешало ей быть купленной музеем Уитни в Нью-Йорке. Недавно у него появилось новое здание, которое построил итальянский архитектор Ренцо Пьяно, и бетонный блок с замурованной в него работой Каттелана торжественно отвезли в новый корпус в районе Челси.

Саморазрушающаяся скульптура Жана Тэнгли

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-04

Швейцарец Жан Тэнгли изучал форматы существования искусства, создавая кинетические скульптуры из множества деталей, которые собирались в сложные механизмы, чьё предназначение часто сводилось к довольно абсурдному результату. Его скульптуры можно было запустить только единожды, потому что они были устроены так, чтобы себя уничтожать. В 1960-м он при участии Роберта Раушенберга и Билли Клювера установил две крупноформатные работы во внутреннем дворе Музея современного искусства в Нью-Йорке и в пустыне недалеко от Лас-Вегаса. Машина 1,5 часа двигала деталями, чтобы в финале поджечь саму себя. В Нью-Йорке пришлось вызывать пожарных: огонь грозил перекинуться на здание МoМА. С тех пор в музее осторожнее экспериментируют с огнём, а во внутреннем дворе временные выставки не проводят.

Питер Хоффман — «Производные Лисьей реки»

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-05

Фотограф Питер Хоффман изучал физические свойства фотографического снимка радикальным способом — уничтожением. Вообще, его серия Fox River Derivatives посвящена загрязнению окружающей среды: он фотографировал продукты нефтепереработки, разлитые в реке Фокс, которая протекает недалеко от Чикаго. Получившиеся фотографии он опускал в бензин и поджигал. В итоге получались искажённые изображения, похожие на галлюциногенные видения, которые, по словам художника, сочетают в себе видимость формы, процесса её производства и содержание произведения.

Картины Герхарда Рихтера

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-06

Немецкий художник Герхард Рихтер на раннем этапе своего творчества делал живописные произведения на основе фотографий, обычно связанных с личными воспоминаниями. Сейчас они ценятся очень высоко как среди историков искусства, так и среди галеристов и коллекционеров. Но в то время Рихтер очень своеобразно относился к своей живописи. Жестоко критикуя себя, он уничтожал свои картины. По подсчётам искусствоведов, из-за ненависти художника к своей живописи мы недосчитались 60 работ фотографического периода. Немецкий журнал Spiegel подсчитал урон от действий Рихтера против самого себя: сейчас уничтоженные картины стоили бы $655 млн. Однако они не утрачены полностью: художник чувствовал близость со своими произведениями и перед тем, как уничтожить картину, обычно её фотографировал.

Коллажи Роберта Раушенберга

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-07

Свои произведения американец Роберт Раушенберг обычно делал из объектов, далёких от того, что принято использовать в искусстве. Он собирал мусор, куски ткани, засушенные растения. Однажды он использовал в своей картине чучело козла. Во время путешествия по Италии в 1950-х со своим другом и любовником Саем Твомбли (чьи картины некоторые искусствоведы тоже считают проявлением насилия к полотну холста), Раушенберг сделал множество коллажей из мусора и найденных объектов. Некоторые из произведений выставлялись в итальянских галереях, но не все продавались. Недовольный Раушенберг в отчаянии выбрасывал их в реку Арно, на которой стоит Флоренция. Так что теперь работы великого американца вполне могут храниться где-то на дне Лигурийского моря.

Живопись Джона Балдессари

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-08

Один из основателей концептуализма Джон Балдессари начинал с картин, на которых он заклеивал лица персонажей разноцветными точками. Он сам говорил, что делает это просто потому, что лица его раздражают. Однако в какой-то момент его стал раздражать живописный медиум в целом. В 1970 году художник переживал творческий кризис: он не мог больше эксплуатировать сделавшую его известным технику. К тому же работы Балдессари перестали хорошо продаваться. Расстроенный, он сжёг в местном крематории все оставшиеся картины, написанные с 1953 по 1966 год. Художник решил, что произведения и так остались у него в памяти, и это всё, что ему от них нужно. Вскоре после этого творческий кризис у Балдессари закончился: он изменил форму, начав работать с фотографиями и эксплуатировать образы из поп-культуры, чем занимается и сегодня.

Все вещи Майкла Лэнди

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-09

Майкл Лэнди принадлежит к сообществу Young British Artists, к которому причисляют ещё, например, Дэмиена Хёрста, Трейси Эмин и Энгуса Фейерхёрста. Художники этой группы исследовали современное общество в пограничной зоне между социальной критикой и экзистенциальными переживаниями одинокого человека в городе. Майкл Лэнди сделал радикальный шаг, проведя акцию Break Down. Во время неё он провёл опись всех движимых вещей, которые у него вообще были, включая всю одежду и автомобиль: всего вышло 7227 объектов. Он собрал их все в одном месте — и поджёг. Акция вызвала протест у некоторых из его коллег, например, Трейси Эмин: несколько её работ были в коллекции у Лэнди, и ей было непросто пережить их безвременную смерть. Художник не только выразил так протест против культа потребления в западном капитализме, но и высказался о собственном эмоциональном состоянии: отказ от прошлого, выраженного во всех накопившихся в его жизни вещах, стал для Лэнди аналогом психотерапии.

Бонус: Музей, который решил сжечь свою коллекцию

dp-zachem1-hudozniki-unichtogayut-raboti-10

Музей современного искусства Касории в Италии несколько лет не получал достаточного финансирования и едва сводил концы с концами. Уставший от безразличия властей директор музея Антонио Манфреди решил, что знаковым решением будет уничтожение коллекции. Несколько дней директор поджигал по одной картине или скульптуре из фонда музея и угрожал продолжить акцию, если музею не выделят деньги, — без них его существование бессмысленно, а потому незачем хранить в нём произведения искусства. Манфреди посчитал, что «если политические институции не считают искусство важным для страны, то никакой проблемы в этом нет — художники согласны его уничтожить». Интересно, что идеи уничтожить музеи и их коллекции пересекаются с призывами итальянских футуристов, которые в самом начале XX века призывали бороться с традиционными формами существования искусства.

Как и зачем художники калечат себя


ЧЕМ КАЛЕЧИЛИ: цепи, иглы, ножницы, ножи, розы

ЧТО ИЗУЧАЛОСЬ: отношения между художником и зрителем

Югославская перформансистка Марина Абрамович создала ряд хрестоматийных работ, в которых она подвергала свое тело истязаниям. Среди них — «Ритм 0». Этот перформанс Абрамович провела в 1974 году. Художница разложила в галерее 72 предмета, которые могли доставить удовольствие или боль. Среди них были ножницы, скальпель и пистолет с одной пулей. Зрителям позволялось использовать любой предмет в отношении Абрамович, которая сидела рядом молча и не двигаясь. C течением времени градус напряжения нарастал, и зрители начали причинять художнице боль: ее одежду разрезали, ее кожу царапали, а кто-то даже навёл на Абрамович заряженный пистолет (но другой зритель отобрал оружие и выбросил его). С помощью перформанса, который продолжался шесть часов, Абрамович исследовала взаимоотношения между художником и зрителем, ограничения, которые налагает на нас собственное тело, и границы разума и воли.

Крис Бёрден — «Мертвец» и «Транс-Фиксированный»

dp-zachem-hudozniki-kalechat-sebya-01

ЧЕМ КАЛЕЧИЛИ: гвозди и автомобили

ЧТО ИЗУЧАЛОСЬ: коллективные страхи, контроль над телом

Американец Крис Бёрден тоже не жалел своего тела в процессе художественного поиска. В 1972 году в рамках перформанса «Мертвец» он завернулся в мешок и лёг посреди оживлённого шоссе, поставив рядом два сигнальных огня. В какой-то момент лампы должны были потухнуть, после чего жизнь художника зависела бы только от внимательности водителей. В итоге полицейские убрали художника с дороги. В 1974 году Бёрден распял себя, прибив тело гвоздями к «Фольксвагену», то есть «народному автомобилю». Таким образом он принёс себя в жертву ради освобождения всех людей на Земле. Публичное испытание болью должно было демистифицировать образ распятия как для самого художника, так и для публики, и таким образом освободить зрителей от коллективных страхов, на которых держится общественный порядок.

Рудольф Шварцкоглер — «Акция 3»

dp-zachem-hudozniki-kalechat-sebya-02

ЧЕМ КАЛЕЧИЛИ: штопор

ЧТО ИЗУЧАЛОСЬ: мировая скорбь

Рудольф Шварцкоглер принадлежал к активной в 1960-х группе венских акционистов, известных своими жуткими, похожими на ритуалы перформансами, в которых, помимо прочего, исследовались темы насилия. Сын врача, Шварцкоглер живо интересовался вопросами тела и боли, и серия его работ под названием «Акция» посвящена истязанию. Одна из самых пугающих — «Акция 3», во время неё голову участника обернули бинтами, приставили к голове нечто похожее на штопор и начали вкручивать его в череп до тех пор, пока на бинтах не появилась кровь. Перформанс был посвящен теме разочарования миром, который приносит человеку столько душевной и физической боли, и обыгрывал медицинские методы вроде трепанации черепа. Шварцкоглер умер в возрасте 29 лет, выпав из окна. По слухам, он пытался повторить работу Ива Кляйна «Прыжок в пустоту», фотомонтаж, в котором художник как будто прыгает со стены на мостовую.

Янг Чжичао — «Сажая траву»

dp-zachem-hudozniki-kalechat-sebya-03

ЧЕМ КАЛЕЧИЛИ: скальпель, растения

ЧТО ИЗУЧАЛОСЬ: границы человеческого тела

Китаец Янг Чжичао исследует, как в постиндустриальном технологичном мире наши тела становятся функционирующими органами общества и государства. В 2000 году он провел перформанс «Сажая траву» в Шанхайской галерее Eastlink. В спину художника хирургическим путем вживлялись небольшие растения. Перформанс проводился без анестезии. Тело человека во время акции стало границей между природой и культурой, новым организмом за пределами классификации, который даёт другим жить ценой собственных страданий.

Рон Эти — «Четыре сцены трудной жизни»

ЧЕМ КАЛЕЧИЛИ: стрелы, ножи, иглы

ЧТО ИЗУЧАЛОСЬ: эпидемия ВИЧ

В 1994 году американец Рон Эти провел в Миннеаполисе кровавое представление «Четыре сцены трудной жизни». В четырех актах этой мистерии актер изображал пронзенного стрелами святого Себастьяна, пока сам Эти играл блаженную. Затем на теле другого актера делались порезы, а кровь из них впитывалась в бумагу, которую затем кидали в зрителей. В финале художник изображал ритуальное самоубийство, вставив большие гиподермические иглы в виде геометрической фигуры в свои руки, после чего он резал свое лицо иглой размером с нож. Местные СМИ жестко раскритиковали художника за это представление: его обвиняли в том, что он рисковал заразить зрителей ВИЧ-инфекцией и проводил перформанс за счет налогоплательщиков.

Бас Ян Адер — «В поисках чудесного»

dp-zachem-hudozniki-kalechat-sebya-04

ЧЕМ КАЛЕЧИЛИ: художник пропал в океане

ЧТО ИЗУЧАЛОСЬ: свобода

Нидерландец Бас Ян Адер в своих перформансах то падал с крыши, то съезжал на велосипеде в амстердамский канал, но он всегда калечил себя с каким-то юмором, от которого его акции переставали быть страшными. В 1975 году он решил в одиночку переплыть Атлантику. Бас Ян Адер назвал свою работу «В поисках чудесного», сел на маленькую яхту и отправился c мыса Кейп Код в Массачусетсе в сторону Европы. Художник сбегал из Америки, страны бездушных хайвеев и фастфуда, но противоположного берега океана он так и не достиг: сломанную яхту обнаружили в 250 километрах от побережья США, а тело художника так никогда и не нашли…


Как и зачем художники уничтожают свои работы

Комментариев нет:

Отправить комментарий