суббота, 27 февраля 2016 г.

Политика и физиология. Как мы выбираем?


Существуют различные мнения о том, как происходит формирование наших политических взглядов. depo13 выясняет, под действием каких причин люди определяют свои политические пристрастия. Обычно считается, что политические взгляды людей зависят от уровня их развития и формируются воспитанием, образованием, а также общением с окружающими. Однако последние исследования в области генетики, нейробиологии, психологии и других наук показывают, что на идеологические убеждения влияют не только экономические и социальные факторы. Так порой, оказывается, что политический выбор за человека делают особенности его собственного организма. Эти исследования для нашей страны имеют особую актуальность, так как выборы разных уровней давно и прочно стали для Украины и украинцев своего рода национальной забавой. Такие действа проходят у нас со всё увеличивающейся частотой, по поводу и без повода. Самое время обратиться к передовому зарубежному опыту в области предвыборных технологий. Итак, тезис первый (физиологический):

1. На политические взгляды влияют особенности строения мозга.


Под этим понимается в первую очередь возможность испытывать простые инстинкты первого уровня. К этому низшему слою инстинктов и обращаются PR-технологи:

Страх: Консерваторы легче пугаются

Люди, которым близки консервативные взгляды, легче пугаются. В 2008 году в штате Небраска психологи провели эксперимент, в котором они разделили участников на группы условных «консерваторов» и «либералов» согласно их ответам на вопросы о финансировании армии, смертной казни, патриотизме и так далее. Затем подопытным предложили посмотреть на серию из 33 картинок, 30 из которых были нейтральными, а три — страшными. Ученые измерили интенсивность физиологических реакций испытуемых на испуг. Выяснилось, что «консерваторы» реагируют на пугающие образы гораздо сильнее «либералов». Психологи предположили, что причина кроется в вариациях активности участков мозга, степень развития которых связана с наследственностью. Среди них — миндалина, которая участвует в формировании некоторых отрицательных эмоций, в том числе страха.

dp-politika-i-phiziologiya-02

Именно миндалина, как утверждают учёные, определяет степень нашего «консерватизма»

Отвращение: Политических конкурентов приравнивают к червям, насекомым, крысам и т.п.

Несколько исследований, проведенных в США и Бразилии, показали, что за брезгливость, которую люди испытывают к насекомым, змеям, крысам или просто грязи, отвечают те же участки мозга, что формируют чувство морального отвращения. Именно сравнениями подобного рода можно добиться устойчивых ассоциаций у потенциального избирателя к тем или иным политическим деятелям.

dp-politika-i-phiziologiya-03

Впрочем, некоторые наши политики своими поступками сами вызывают у людей соответствующие ассоциации… И, самое смешное, что это им нисколько не мешает избираться на очередные сроки. Парадокс, над которым «сломало мозги» немало западных PR-специалистов.

Процессы отвращения влияют также и на наше отношение к людям «иным»: многие тезисы о недопустимости равноправия между разными группами людей основаны как раз на том, что непохожие на всех люди — «мерзки». Показательно, что нацистская пропаганда сравнивала евреев с «крысами» и «тараканами».

Азарт: Либералы легче принимают риск

Либералы и консерваторы по-разному принимают решения в рисковых ситуациях. Британские ученые из университета Эксетера провели исследование, в котором участники разных политических взглядов играли в простую азартную игру, пока томографы следили за работой их мозга. Исследователи выяснили, что у консерваторов при оценке риска была наиболее активна миндалина, которая формирует реакции на стресс, а у либералов — часть мозга, которая отвечает за социальное поведение и самосознание.

2. На политические взгляды влияют гормоны.


После убедительных доказательств существенного влияния гормонов на любовные предпочтения, появились доказательства влияния гормонов и на предпочтения политические:

Окситоцин: Инъекция гормона меняет взгляды либералов

На наше отношение к политическим конкурентам влияет гормон окситоцин. Это вещество делает человека более доверчивым и щедрым и развивает способность к эмпатии. У человека он вырабатывается в гипоталамусе и отвечает за разные процессы, не всегда связанные с психологией. Во время президентской кампании 2008 года в США психолог Пол Зэк провел эксперимент на группе студентов, которые ассоциировали себя с Демократической или Республиканской партией. Им всем были введены либо дозы окситоцина, либо плацебо. Через час их попросили выразить свое отношение к политикам из разных партий. Окситоцин смягчил чувства студентов-демократов по отношению к политикам-республиканцам, а вот студенты-республиканцы под влиянием гормона не стали лучше относиться к Бараку Обаме и Хиллари Клинтон.

Овуляция: Одинокие женщины отказываются от консерватизма

Ученые давно спорят об изменении политического поведения женщин на разных стадиях менструального цикла. Согласно исследованию Кристины Дуранте, Эшли Рэй и Владаса Грискевичюса из университета Техаса, во время овуляции одинокие женщины становятся более либеральными и менее религиозными и больше хотят голосовать за Обаму. В то же время женщины, состоящие в отношениях, на том же этапе цикла становятся консервативнее и религиознее. Через некоторое время появилась статья психологов Кристин Харрис и Лоры Микс, которые утверждали, что повторение исследований не привело к аналогичным результатам. В итоге две группы ученых стали спорить о методологии и интерпретации статистики и не смогли прийти к конкретным выводам.

3. Политические взгляды связаны с внешностью.


Лица: Республиканцы жестче, а демократы мягче

Политическую принадлежность можно определить по типу лица. Участникам проведенного в США исследования предложили определить партийную принадлежность кандидатов в Сенат по фотографиям. С этой задачей подопытные в целом справились, как и со вторым этапом исследования, в котором они аналогичным образом угадывали политические взгляды студентов. Оказалось, что определять взгляды по фотографиям людям помогают стереотипы о членах той или иной партии. Так, республиканцев воспринимали как более холодных и властных, чем демократы. А другое исследование показало, что лица женщин-республиканок в Палате представителей Конгресса США воспринимаются как более женственные.

Запах: Аромат единомышленников привлекает

dp-politika-i-phiziologiya-04

Ученым и раньше было известно, что в крепких парах партнеры чаще соглашаются друг с другом по политическим вопросам, чем по каким-либо другим (кроме религиозных). Но не был понятен механизм, который сближает людей со схожими взглядами. Сотрудники Гарварда, Брауна и университета Пенсильвании изучили, как люди реагируют на запахи, которые исходят от обладателей схожих и противоположных убеждений. Оказалось, что участникам эксперимента больше нравились ароматы тех, кто разделял их взгляды. Одна девушка даже назвала один из учуянных ею запахов единомышленника «лучшим парфюмом в мире» и попросила разрешения забрать образец домой.

4. Политические взгляды связаны с неполитическим поведением.


Друзья: У либералов в детстве было больше приятелей

Генетики Калифорнийского университета в Сан-Диего решили проверить, как с возрастом меняется поведение определенной группы людей. У них есть такой вариант одного из генов, что они оказываются более склонны к поиску новизны и авантюризму. Носителей аллеля (так назвали этот вариант гена) в подростковом возрасте спросили о количестве их близких друзей, а через восемь лет их протестировали на политические взгляды. Выяснилось, что между «аллелем новизны» и идеологической принадлежностью нет прямой связи, но его носители, у которых в детстве было много друзей, скорее становились либералами. При этом ученые не нашли связи между наличием этого варианта гена и количеством друзей.

Дети: Рождение ребенка превращает людей в консерваторов

Политические взгляды вообще трансформируются с возрастом. Канадский психолог Роберт Альтмейер изучал политические взгляды группы студентов на протяжении нескольких лет. Когда участникам эксперимента было по 22 года, ученый измерил степень их консервативности по условной шкале. Через 8 лет бывшие студенты стали консервативнее в среднем на 5,4 %, а те, кто успел завести детей, — на 9,4 %. Психолог предположил, что появление ребенка изменяет картину мира родителей: окружающая среда кажется им более опасной и они принимают консервативную модель поведения, основанную на защите от перемен, а не на принятии нового.

5. На политические взгляды влияет наследственность.


Гены: Убеждения передаются по наследству

Исследования о влиянии генов на убеждения начались в 1980-х годах. Австралиец Николас Мартин изучал политические пристрастия близнецов. Он сравнил, насколько похожи политические взгляды однояйцевых, то есть генетически идентичных, близнецов и двуяйцевых, гены которых совпадают в среднем на 50 %. Мартин выяснил, что однояйцевые близнецы чаще соглашались между собой по политическим вопросам, чем двуяйцевые. Тогда на работу почти не обратили внимания: многие политологи испугались невольных ассоциаций с евгеникой и теориями нацистов о биологической базе различий между людьми.

dp-telo-reshaet-za-nas-08

Похожие эксперименты провели американцы Джон Хиббинг и Джон Олфорд в начале 2000-х. В 2005 году они опубликовали результаты исследования, которые были очень похожи на данные Николаса Мартина. Ими заинтересовались политологи, которые провели аналогичные эксперименты с близнецами из Австралии, Дании, Швеции и США. Но многие ученые раскритиковали эти исследования. Однояйцевых близнецов воспитывают не так, как остальных детей: они больше времени проводят вместе, у них больше общих друзей, и они часто поддерживают тесные контакты во взрослой жизни. Из-за этого сложно оценить, какой вклад в становление их убеждений делают гены, а какой — человеческое окружение.

Нейротрансмиттеры: На идеологию влияют конкретные гены

Биологи исследуют влияние определенных генов на наши убеждения. Выяснилось, что гены, которые связаны с обонятельной системой, и нейротрансмиттеры глутамат, допамин и серотонин связаны с активностью на выборах и характером политических взглядов. Однако многие исследователи посчитали эти результаты слишком неполными. Известно, что любой аспект внешности и поведения человека зависит от множества генов, так что говорить о безусловном влиянии участков ДНК на такие сложные вещи, как политическая принадлежность, еще рано.

Ну а у нас, в Украине, пока, слава богу, используются политические технологии попроще:

dp-politika-i-phiziologiya-06

P.S. (прим.ред.) То, что некоторая связь различных генов, гормонов и их сочетаний с различием в политических убеждениях существует, уже поняли многие. И часть политиков на интуитивном уровне пытается этим воспользоваться. Со своей стороны я считаю, что это даже хорошо, что механизмы этих связей настолько сложны и запутаны, что пока не поддаются расшифровке. Иначе это открыло бы дорогу к огромному количеству злоупотреблений такими знаниями (особенно во время предвыборных кампаний). А в долгосрочной перспективе могло бы даже привести к диктатуре нового типа — когда всё общество без исключения обожает своего диктатора, умело манипулирующего генной инженерией, гормональной психологией и нейролингвистическим программированием массового сознания. Такой духовный Освенцим даже страшно себе представить…

dp-politika-i-phiziologiya-07

Так что пока наслаждайтесь свободой выбора! (Правда, весьма относительной…)


Политика и физиология. Как мы выбираем?

Комментариев нет:

Отправить комментарий